logo
ДЕРЖАВНИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ / КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
ДЕРЖАВНИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ / КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
logo
ДЕРЖАВНИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ / КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
img

ОбьявленияВСЕ

Мероприятия ко Дню Земли

Общая информация

22 апреля 2014 года мировое сообщество под эгидой ООН отметила День Земли – день, когда человечество задумывается над принципами устойчивого потребления и становится внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде планеты Земля.

В этот день ученые, эксперты и общественные деятели провели на базе Киевского национального торгово-экономического университета заседание круглого стола по обсуждению вопросов относительно необходимости повышения эффективности государственного рыночного надзора за экологической и органической продукцией, который реализуется на украинском рынке.

Инициаторами мероприятия выступили представители:

- Комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики общественного совета при Минэкономразвитии Украины;

- Комиссии по вопросам экологической безопасности, рационального природопользования и экологизации экономики общественного совета при Минприроды Украины;

- Киевского национального торгово-экономического университета.

В заседании приняли участие:

  • ведущие эксперты и ученые в сфере экологического и органического производства и сертификации, защиты прав потребителей;

а также представители от:

  • Минэкономразвития, Минприроды, Минагрополитики, Госпотребинспекции;
  • общественных организаций и бизнес-ассоциаций;
  • высших учебных заведений;
  • средств массовой информации.

Во время заседания был обсужден ряд вопросов, в частности:

  • роль устойчивого потребления в повышении стандартов качества жизни;
  • приоритетные вопросы в сфере защиты прав потребителей и формирования рынка устойчивого потребления;
  • экологические (органические) продукты и методы их идентификации – нормативно-правовое регулирование в Украине и странах ЕС;
  • доступны для украинских производителей экологические и органические стандарты и процедуры подтверждения соответствия;
  • знаки экологической (органической) маркировки, которые являются надежными;
  • роль органов государственного рыночного надзора в сфере контроля за маркировкой и рекламой пищевых продуктов и промышленных товаров;
  • меры, которые могут усилить потенциал обеспечения государственного рыночного надзора в сфере контроля за маркировкой и рекламой продукции с улучшенными экологическими характеристиками.

Участники заседания отметили недостаточный уровень обеспечения государственного надзора за обращением на украинском рынке продукции с экологическим или органическим маркировкой.

Действующая нормативно-правовая база четко определяет требования к применению экологических маркировок и деклараций экологического содержания, что указывает на экологические преимущества продукции. Так, согласно требованиям Технического регламента по экологической маркировке товаропроизводителям и продавцам продукции запрещается:

  • наносить на этикетку продукции или упаковки,  в документации на продукцию и услуги, технических бюллетенях, рекламных материалах нечеткую  или  ложную  экологическую  маркировку  или  экологическую маркировку, которую можно неправильно понять;
  • товаропроизводителям и поставщикам    товаров   и   услуг использовать такие непроверенные надписи,  как «экологически чистый», «экологически безопасный»,  «экологически благоприятный», «благоприятный для почвы», «не загрязняющий», «зеленый», «благоприятный для природы» и «благоприятный для озона» и т.д.

Надпись «свободный ...» разрешается использовать только в случае, когда уровень содержания указанного вещества не превышает фоновый.

Государственный контроль за применением экологической маркировки должен осуществлять Госпотребнадзор и его территориальные органы. Но, к сожалению, на практике такой контроль либо не осуществляется, либо осуществляется неэффективно. Об этом свидетельствует факт исследование торговых сетей общественными организациями по изучению предлагаемого ассортимента «экологической» и «органической» продукции. 70% продукции обозначенной маркировкой, что указывало ее улучшенные экологические характеристики, не имели документальных подтверждений, то есть соответствующих сертификатов. При этом продавцы такой продукции не имели представления какие именно документы должны подтверждать соответствие продукции экологическим или органическим стандартам.

По результатам заседания его участниками было принято такое решение:

1. Рекомендовать Минэкономразвитию Украины:

1.1 Обеспечить надлежащий уровень информирования общества относительно устойчивого потребления и значения различных маркировок, в т.ч. экологического содержания. Углубить диалог и наладить сотрудничество для объединения усилий в этом направлении с институтами гражданского общества, научными и научно-образовательными организациями.

1.2 При формировании стратегических планов развития отраслей экономики предусматривать меры направлены на внедрение технологий более чистого производства,   привлечение зеленых инвестиций, развитие экологической стандартизации, сертификации и маркировки.

1.3 Обеспечить реальные стимулы государственной поддержки производства «зеленой продукции», учитывая европейскую практику применения модели зеленых закупок в государственном секторе экономики.

2. Рекомендовать Минприроды Украины обеспечить:

2.1 Выполнение пунктов 7, 35, 145, 146, 177, 178, 183 Национального плана действий по охране окружающей среды на период до 2015 года с целью повышения уровня осведомленности потребителей относительно экологических маркировок и содействие развитию рынка «зеленой продукции».

2.2 Выполнение плана совместных с заинтересованными общественными организациями и научными учреждениями организационных мероприятий по выполнению Соглашения относительно развития в Украине системы экологически безопасного потребления и экологической маркировки в соответствии с международными и европейскими требованиями на 2014 год.

2.3 Системный подход в формировании и реализации политики технического регулирования в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности.

3. Рекомендовать Минагрополитики:

3.1 Ускорить обработку изменений в Закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» и разработку необходимых нормативно-правовых актов и национальных стандартов, необходимых для реализации его положений. Провести общественные консультации в формате заседаний «круглого стола» по обсуждению проектов нормативно-правовых актов с целью обмена мнениями и согласования позиций со всеми заинтересованными сторонами.

3.2 Обеспечить разработку и внедрение информационной компании, направленной на популяризацию органического производства.

4. Рекомендовать Госпотребинспекции Украины:

4.1. Обеспечить повышение уровня квалификации работников инспекции по вопросам  государственного надзора (контроля) в отношении правил и практик применения экологических маркировок продукции.

4.2. Рассмотреть возможность проведения совместных с представителями заинтересованных  общественных организаций и СМИ совместных рейдов-проверок торговых сетей с выявлением необоснованного применения экологических маркировок.

4.3. Рассмотреть возможность введения института общественных инспекторов по защите прав потребителей.
 

22.04.2014
Vita
2304
остання редакція 22.04.2014
Vita